Журнал «Топливный Рынок», осень 2019
Интервью
АйТи-Ойл: ERP для АЗС – новый фундамент для цифровой трансформации бизнеса
АйТи-Ойл разработала систему управления сетью АЗС нового поколения - "АйТи-Ойл: ERP для АЗС". Система на принципиально новом, более высоком уровне позволяет комплексно автоматизировать деятельность организаций любого масштаба, включая не только автоматизацию торговли, но и все основные бизнес-процессы предприятия. Об этом, а также о новых трендах на рынке автоматизации и вариантах внедрения ERP "ТР" рассказал генеральный директор "АйТи-Ойл" Александр Федин.
- В названии новой разработки вашей компании используется аббревиатура ERP – что она означает?
ERP — это сокращение от Enterprise Resource Planning, - переводится как "планирование ресурсов предприятия" и объединяет класс систем автоматизации, которые в комплексе охватывают все основные задачи и бизнес-процессы предприятия любого масштаба или даже нескольких предприятий, филиалов, дочерних компаний. В нашем случае система позволяет помимо традиционной автоматизации управления торговлей, автоматизировать и все основные задачи управления: работу с корпоративными и частными клиентами (CRM), инвестиции, закупки, управление и мотивацию персонала, финансы и бухгалтерию, техническое обслуживание и ремонты и многое другое. Благодаря тому, что данные обо всех бизнес-процессах находятся в единой системе, это позволяет максимально точно и оперативно обеспечить управленческий учет и контроль деятельности предприятия в целом. Это обеспечивает совершенно новое качество автоматизации и создает фундамент для дальнейшего успешного развития бизнеса.
- Современные сети АЗС у всех уже автоматизированы. Зачем им внедрять ERP?
Мы более 20 лет работаем на этом рынке, причем не только со стороны исполнителя. В штате нашей компании есть эксперты, работавшие в ведущих сетях АЗС России примерно такой же срок, поэтому мы очень хорошо представляем себе реальную ситуацию с автоматизацией управления как в независимой рознице, так и в сбытовых структурах ВИНК. По большому счету сколько-нибудь серьезно можно считать автоматизированным только уровень АЗС: почти на всех АЗС есть какие-то системы, они выполняют основные операции. Но даже на АЗС очень много вопросов к качеству автоматизации и решаемым задачам: в большинстве случаев решены лишь задачи управления ТРК, продажи сопутки и пробития чеков, ну ещё некоторой отчетности. Эффективность автоматизации в большинстве случаев вызывает вопросы даже на этом уровне управления.
Если же говорить об автоматизации управления сетью АЗС из центральных (региональных) офисов, то эта задача решена серьезно у очень небольшого количества компаний: в лучшем случае собираются оперативно сменные отчеты и результаты продаж, а серьёзное управление и его автоматизация в этом бизнесе – это совсем другое дело даже по общему подходу, а тем более в деталях.
Если же говорить о задачах, которые мы объединяем в ERP и предлагаем решать в комплексе (то есть в рамках единой системы), то такой автоматизации, насколько мне известно, в настоящее время в России нет ни у кого.
Обычно есть система автоматизации управления торговлей, конечно, есть система в Бухгалтерии (как правило, - это 1С), хорошо, если есть специализированный программный комплекс в части "Зарплаты и управления персоналом" (и тоже, как правило, на 1С), а вот все остальные бизнес-процессы автоматизированы очень редко даже сами по себе (обычно в виде файлов Excel), еще реже они хотя бы как-то интегрированы между собой, чтобы можно было сводить данные, анализировать и на их основе принимать решения.
- Выходит, Вы считаете, что сейчас самое время предложить участникам рынка систему автоматизации нового поколения?
Конечно! Тем более, что ситуация на розничном топливном рынке кардинально изменилась, приходиться считать уже не десятки процентов маржи на нефтепродуктах, а копейки, и хорошо, если вообще удается продавать не в убыток. А еще надо учесть сотни, а то и тысячи наименований товаров, ингредиенты кофе. Учесть растущие затраты на персонал, на техническое обслуживание и ремонты, на услуги и ресурсы ЖКХ и так далее и тому подобное….
Сейчас отлично - если Предприятие может оперативно посчитать простую себестоимость нефтепродуктов в среднем, где сведена закупка и транспортировка. Если постараться определить себестоимость по партиям закупки – уже возникают серьезные осложнения.
А надо уже реально считать полную себестоимость, т.е. все затраты, которые есть у предприятия на продажу 1 тонны/ литра нефтепродукта, а их все больше и они все растут.
Но это нереальная задача сейчас, для большинства заказчиков, а сделать это точно и оперативно, чтобы принимать обоснованные решения по цене, закупке, скидкам по лояльности и т.п. – это вообще недостижимо, сейчас практически для всех.
А как иначе понять оперативно и достоверно - работаем в прибыль или в убыток, если не считать так? – Эффективно работать далее без этого шансов будет все меньше.
Сейчас на слуху темы цифровой трансформации и других новых инструментов и возможностей, которые открывают современные технологии, но без создания фундамента – комплексной автоматизации управления бизнесом, - все это "не взлетит", потому что не будет точки опоры.
Для решения именно таких комплексных, многофакторных задач и создана нами новая система – АйТи-Ойл: ERP для АЗС.
Систем этого класса и уровня проработки в части особенностей бизнеса сетей АЗС, тем более с учетом российской специфики в настоящее время на рынке нет, поэтому мы инвестировали большие средства в ее разработку.
Понимаем, что пока для большинства заказчиков это неосознанная необходимость, будем работать над этим. Когда в начале века мы рассказывали о комплексной автоматизации управления сетью АЗС и о сквозной автоматизации процессов на АЗС, тоже немногие понимали. Сейчас же считается, что это само собой разумеющаяся вещь.
- Какие процессы охватывает ваша разработка "АйТи-Ойл: ERP для АЗС"?
Как я говорил, она включает автоматизацию всех основных процессов деятельности любого предприятия. Разработана наша система на основе платформы 1С: ERP 2.0, что сразу дает большой базовый функционал и решение очень большого круга задач.
Но принципиально, что на основе нашей экспертизы, большого опыта и глубокого понимания специфики работы топливного ритейла, мы разработали максимально специализированное решение, учитывающее российскую специфику, мировой опыт и тенденции развития этого бизнеса и технологий.
Основные процессы которые охватывает "АйТи-Ойл: ERP для АЗС" это Управление торговлей: розница и опт по всей номенклатуре нефтепродуктов, товаров и услуг, работа с клиентами и поставщиками, управление инвестициями, персоналом, техническим обслуживанием и ремонтами, ведение обязательного регламентированного учета и отчетности и направлено всё на обеспечение сквозного управленческого учета и контроля над всей деятельностью предприятия.
- Какой эффект можно ожидать после внедрения "АйТи-Ойл: для АЗС"?
В случае полноценного внедрения и грамотного использования системы эффект будет заключаться в переходе на новый уровень управления бизнесом. Как говорится, "на кончиках пальцев". Будет обеспечено оперативное и достоверное получение информации с ее дальнейшей обработкой и поддержкой принятия решений. Например, по каждой приобретенной партии нефтепродуктов, по каждому товару и оказываемой услуге можно будет оперативно понять полную себестоимость и прибыльность, вклад каждого объекта и даже каждого оператора в продажи и в получение прибыли, оценить эффективность работы с каждым поставщиком, и так далее и тому подобное. Очевидно, что это очень серьезные и совершенно новые показатели для управления бизнесом.
Естественно, это должно привести к значительному повышению экономической эффективности организации, которая буквально перейдет на новый уровень развития в таком случае.
- Вы упомянули, что в сквозной системе управления предполагается много операционных блоков. Осложняет ли это обстоятельство процесс ее внедрения?
Да, внедрение всего комплекса, конечно, сложная задача, по сути же, надо заново автоматизировать все основные задачи и процессы предприятия, привести их к единому знаменателю, к единым справочникам и так далее. Но, как Вы отметили, система разработана по модульному принципу, и это позволяет решать задачи постепенно, начиная с самых актуальных. Например, сначала можно автоматизировать управление торговлей по всем товарам и сервисам, затем подключить CRM и работу с поставщиками, и так наращивать функциональность до того уровня, который будет достаточен для каждой конкретной организации. Важно, что так будет развиваться единая система предприятия, не надо будет лишних интеграций и новых систем. При этом так как система реализована на открытой платформе "1С", специалисты заказчиков смогут внедрять новые подсистемы и развивать весь комплекс в том числе и самостоятельно.
- Какие модули системы вы считаете ключевыми?
Ключевые модули - те, которые автоматизируют наиболее специфичные бизнес-процессы и задачи для организаций, занимающихся торговлей нефтепродуктами. Прежде всего это "Управление торговлей", где реализовано много существенных особенностей торговли нефтепродуктами, но кроме того, учтены особенности и в работе с сопутствующими товарами и услугами в сети АЗС и на нефтебазах.
Кроме того, есть, на наш взгляд, еще одна очень важная подсистема, которая разработана нашими специалистами и уже внедрена в ПАО "Татнефть", - "Управление инвестиционной деятельностью". Это самостоятельный полноценный комплекс, который автоматизирует весь цикл инвестиционной деятельности сети АЗС, от оценки объектов инвестиций (например, это покупка АЗС и/или реконструкция в привязке к местности и планируемой окупаемости), контроля затрат и освоения инвестиций, до отслеживания результатов эксплуатации объектов и контроля окупаемости и достижения других запланированных показателей. Учитывая текущую ситуацию для бизнеса АЗС, грамотное планирование, ведение и контроль эффективности инвестиций также становится максимально актуальным.
Ну и подсистема, которая является Центром, ради которого, собственно, весь комплекс создается и на что он должен работать – это "Управленческий учет и оперативный контроль", куда сводятся данные из других подсистем, выстраивается аналитика, контролируются ключевые показатели эффективности и выдается информация на "Монитор руководителя".
- Но как быть, если в компании используются системы автоматизации различных разработчиков? За счет чего будет обеспечена совместимость операционных блоков в "АйТи-Ойл: ERP для АЗС"?
В таком случае необходимо делать интеграцию, но в нашем случае она упрощается тем, что система сделана на платформе "1С", на которой, как минимум, бухгалтерия работает практически у всех предприятий в России. В этой платформе есть большое количество возможных вариантов интеграции и обеспечения взаимодействия, специалисты есть не только у нас, но и на рынке, и у заказчиков - все это позволяет достаточно легко о оперативно решать задачи по интеграции.
- Сможет ли ваша разработка конкурировать с западными аналогами?
Да, любим мы "преклонение перед Западом". Но, если говорить серьезно, в каких-то областях и типах систем у них реально есть преимущества, но к нашему рынку и, в частности, системам, эксплуатируемым на АЗС, это практически не имеет отношения. В настоящее время в России и СНГ нет сколько-нибудь сильно распространённых "западных" или "восточных" систем. Связано это с тем, что именно для АЗС ничего особо выдающегося зарубежные коллеги не придумали и не разработали. Бывает у них временами интерфейс покрасивее, потому что у них больше денег на маркетинг, но даже на уровне АЗС они не превосходят большинство российских разработок. А, например, в работе с оборудованием и в условиях нашей специфики - совсем проигрывают, если, конечно, оценивать объективно. И практически полный уход таких систем с нашего рынка только подтверждает эту мысль на практике – объективнее ведь и не придумаешь показателя.
В части комплексных систем управления торговлей в сетях АЗС "западные разработчики" стали делать системы даже позже нас, и ничего выдающегося пока не было от них.
Если же говорить о системах типа нашей "АйТи-Ойл: ERP для АЗС", так это совсем другой уровень. Здесь, скорее, можно назвать совсем других игроков, например, SAP/R3, у которого есть разработки для сетей АЗС, но стоимость зашкаливает за все мыслимые границы и эффективность вызывает огромные сомнения.
Так что конкуренции мы не боимся, но планируем и дальше разрабатывать новые системы в перспективе с прицелом на дальние рынки.