Александр Федин: «Если сеть АЗС планирует успешно развиваться сколько-нибудь длительный срок, ей необходимо выходить на новый уровень управления бизнесом»

Наша миссия – повышение эффективности заказчиков за счет использования передовых технологий, экспертных знаний, профессионализма и опыта наших сотрудников.
Александр Федин: «Если сеть АЗС планирует успешно развиваться сколько-нибудь длительный срок, ей необходимо выходить на новый уровень управления бизнесом»
21 Ноября 2019
Журнал «Современная АЗС», №211, октябрь 2019
Интервью

Александр Федин: «Если сеть АЗС планирует успешно развиваться сколько-нибудь длительный срок, ей необходимо выходить на новый уровень управления бизнесом»

В современных реалиях успешная деятельность автозаправочного бизнеса зависит от эффективной автоматизации всех основных бизнес-процессов АЗС, с четким учетом и контролем основных и сопутствующих операций. При этом анализировать необходимо также такие параметры деятельности, как взаимодействие с клиентами, поставщиками, планируемые инвестиционные программы и пр. До сегодняшнего дня сколь-нибудь единой и эффективной системы управленческого учета и контроля деятельности автозаправочного бизнеса, которая бы объединяла все возможные операционные параметры, на российском рынке не было. И вот недавно компания «АйТи-Ойл» разработала уникальный современный комплекс управления бизнес-процессами для предприятий, работающих в сфере нефтепродуктообеспечения – «АйТи-Ойл: ERP для АЗС». Об особенностях, преимуществах и технологических тонкостях данной разработки «Современной АЗС» рассказали генеральный директор ООО «АйТи-Ойл» Александр Федин и исполнительный директор компании Алексей Маяков…

САЗС: Здравствуйте, Александр, Алексей! Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашей разработке: в чем ее суть и как давно вы над ней работаете?

Александр Федин: Наша компания разработала систему нового поколения – «АйТи-Ойл: ERP для АЗС». Данная система позволяет автоматизировать в едином комплексе не только управление торговлей неф­тепродуктами, товарами и услугами, а практически все основные бизнес-процессы и задачи любой организации, занимающейся торговлей через сети АЗС и нефтебаз. Например, в новой системе, кроме прочих, есть такая уникальная подсистема, как «Управление инвестиционной деятельностью для сетей АЗС», которая позволяет планировать, оценивать, бюджетировать, а в дальнейшем контролировать выполнение инвестиционных планов по строительству и реконструкции АЗС и их окупаемость. 



Наша компания вот уже более 20 лет развивает систему «АйТи-Ойл». В настоящее время это самая функционально наполненная система для топливного бизнеса в мире, что мы и готовы обосновать на простых примерах любому желающему. Но за 20 лет изменилось очень многое: технологии, коммуникации, люди, средства разработки. Поэтому мы стали давно задумываться о том, что настало время разрабатывать систему совершенно нового уровня и с другой технологической основой, чтобы не только соответствовать текущим задачам, но и иметь большой задел на дальнейшее развитие. Максимально активную часть разработки провели за последние полгода, подключив большое количество как человеческих, так и других ресурсов. 

САЗС: Что вдохновило вас на создание подобной системы?

Александр Федин: Вообще у нас за более чем 20 лет работы накоплен большой опыт и экспертные знания по автоматизации топливного ритейла, всего автоматизировано более 2 100 объектов в СНГ, и это всё не отдельные объекты, а сети АЗС с централизацией управления системой «АйТи-Ойл». Но принципиальным нашим отличием является то, что, помимо технической экспертизы, мы обладаем очень серьезной экспертизой выстраивания эффективной работы сетей АЗС со стороны заказчика. У Алексея Маякова, к примеру, за плечами почти 20-летний опыт работы в таких сетях АЗС, как BP, Shell, «ЛУКОЙЛ», «Газпромнефть» и других. Собственно, именно Алексей со своими знаниями рынка со стороны заказчика, по сути, и стал катализатором активного развития, в том числе и создания новой системы. 

Алексей Маяков: Топливный ритейл изменился радикально: маржинальность нефтепродуктов упала до минимума, а порой и в убыток выходит, развитие торговли «сопуткой» и сервисами тоже не является «манной небесной» и само по себе не гарантирует прибыль. Но то, как этим бизнесом занимаются сейчас многие сети АЗС, лучше не заниматься вовсе, будет выгоднее. 

Бизнес сетей АЗС усложнился, и надо учиться считать уже копейки, а то и их не будет в результате. Управление торговлей и самими АЗС многие худо-бедно автоматизировали, но это только часть работы организации, а ведь остальные части также очень сильно влияют на рентабельность и прибыльность деятельности. Но если раньше маржа покрывала всё, то теперь, чтобы получить прибыль, надо уже точно (и оперативно!) понимать, во что обходится всё, что продаём, закупаем, с учетом транспортировки, затрат на персонал, техническое обслуживание, ремонт оборудования, коммунальные услуги и многое другое. Потому что, вроде бы изначально неплохая закупочная стоимость, может быть похоронена остальными затратами и издержками на реализацию. Ключевой вопрос: какова полная себестоимость нефтепродуктов, которые мы продаем? – очень часто остаётся без ответа. Отвечать же на подобные вопросы оперативно и достоверно можно только при условии комплексной автоматизации всей деятельности предприятия и наличия, как результат, всей информации по всем доходам, затратам, издержкам и т.п. Для решения таких глобальных задач управления на современном уровне мы и решили создать совершенно новую систему. 

Александр Федин: Если сеть АЗС планирует успешно развиваться сколько-нибудь длительный срок, то ей необходимо выходить на новый уровень управления бизнесом, а без комплексной автоматизации это делать уже невозможно. 

САЗС: Скажите, пожалуйста, что было взято за основу при разработке данной системы? 

Александр Федин: Новая система «АйТи-Ойл: ERP для АЗС» разработана на платформе «1С», что дало большой базовый функционал ERP и широкие возможности для развития как нашими силами, так и самостоятельно силами заказчиков. Задачи по работе с топливными картами и лояльностью, включая мобильные приложения и другие средства идентификации клиентов, реализованы в процессинговом центре нашей собственной разработки. Автоматизация управления и всех основных задач в едином комплексе – также полностью разработка нашей компании. 

Алексей Маяков: Но главная основа для всего – это наша более чем 20-летняя отраслевая экспертиза, которая позволила разработать специализированное решение, учитывающее как современные мировые тенденции, так и российскую специфику. 

САЗС: А какими системами управления пользуются российские нефтегазовые компании, и в чем они уступают вашей разработке?

Алексей Маяков: Мы очень хорошо знаем ситуацию и системы, которые используются в российских компаниях, понимаем их преимущества и проблемы, но все они, в лучшем случае, сравнимы с нашей старой системой, т.е. автоматизируют управление торговлей в сети АЗС. Новая же система «АйТи-Ойл: ERP для АЗС», помимо значительно более гибкой и функциональной реализации управления торговлей, позволяет автоматизировать управление поставщиками, CRM (работу с клиентами), персоналом, финансами, обеспечить регламентированный учет, управление техническим обслуживанием и ремонтом оборудования, операционными затратами при эксплуатации объектов и т.д. Важно, что все это направлено на обеспечение единого управленческого учета и контроля, прежде всего, для топ-менеджмента и владельцев бизнеса. Подобных решений даже по спектру решаемых задач на российском рынке нет, да и в мире то немного. 

САЗС: А какие существуют аналоги «АйТи-Ойл: ERP для АЗС» на мировом рынке?

Александр Федин: Из наиболее близких аналогов в мире можно привести, пожалуй, только решение SAP R/3 SSR, где на основе ERP системы разрабатывались решения для комплексной автоматизации сетей АЗС, но это совсем другая стоимость и масштабы внедрения. В остальных случаях пока в мире чаще всего комплексные решения делаются за счет интеграции нескольких отдельных систем в единый комплекс. 

САЗС: Скажите, насколько соответствуют мировым стандартам существующие на российском рынке нефтепродуктов системы управления?

Александр Федин: Системы на российском рынке очень разные, какие-то соответствуют, какие-то нет, а какие-то, как наша, превосходят. Но важно отметить, что в целом нет никаких глобальных преимуществ у зарубежных систем для сетей АЗС, чему есть много объяснений. Практический опыт показывает, что пока все попытки зарубежных систем автоматизации АЗС закрепиться на российском рынке закончились неудачей, и в реальной эксплуатации таких систем осталось очень мало. 

САЗС: Какое основное преимущество разработанной вами системы можно выделить?

Алексей Маяков: Преимущество в том, что система дает оперативную и достоверную информацию по всем аспектам бизнеса для принятия решения руководителями, а не отдельные крохи, как ранее. Позволяет вести не примерный, а точный учет, обеспечивает возможность контроля и управления бизнесом в глобальном смысле. 



САЗС: Ее работа связана с какими-то сопутствующими сервисами или технологиями?

Александр Федин: Да, с облачными технологиями. Наша система может быть размещена в едином центре обработки данных, а пользователи, независимо от места положения, из любой точки мира могут с ней работать, в том числе с использованием мобильных устройств. Система ориентирована на онлайн-режим обмена данными с АЗС, но это, в числе прочего, зависит от АСУ, используемой на АЗС заказчика. 

САЗС: Расскажите, пожалуйста, какие конкурентные преимущества получит компания при использовании подобной системы?

Александр Федин: Прежде всего – это оперативное понимание собственной эффективности: динамический расчет себестоимости и т.п. Это позволяет работать в плюс по максимуму и успешно конкурировать на нынешнем «сложном» рынке. За счет использования CRM можно обеспечить более детальную, гибкую и обоснованную аналитикой работу с клиентами, как корпоративными, так и частными. Четко понимая свою себестоимость, можно оперативно реагировать на конкурентную среду и делать обоснованно уникальные предложения клиентам. 

САЗС: Переход на столь новый продукт, наверное, потребует определенных затрат: временных, финансовых?

Александр Федин: Переход на новую систему – это переход на новый уровень развития для организации. Он включает и финансовые затраты на внедрение системы, и необходимость инвестирования существенных организационных и временных ресурсов со стороны заказчика, но по-иному не бывает. Параметры, конечно, очень индивидуальны. Но система построена по модульному принципу, т.е. заказчики могут постепенно внедрять модули, решая новые задачи. Важно только, чтобы это происходило системно, тогда будет получен максимальный эффект при оптимальных затратах. 

САЗС: Скажите, пожалуйста, будут ли предоставляться услуги по обучению персонала, сервисной поддержке и обслуживанию?

Александр Федин: Конечно! Как и всегда, мы обеспечиваем полный комплекс профессионального сервиса – от обследования и согласования индивидуальных требований конкретного заказчика до полного внедрения системы, обучения персонала и дальнейшей технической поддержки. 

САЗС: На какой стадии на данный момент находится разработка? 

Александр Федин: Разработана готовая тиражная версия системы, автоматизирующая все основные бизнес-процессы и задачи, но в реальных проектах она должна настраи­ваться под особенности и требования конкретного заказчика.

САЗС: Можете поделиться, есть ли уже потенциальные клиенты, желающие внедрить данную систему у себя на предприятии? 

Александр Федин: Да, в настоящее время переговоры с несколькими заказчикам находятся в завершающей стадии, и мы планируем, что очень скоро приступим к реальным внедрениям. Так как сроки внедрения тиражного решения не слишком велики, рассчитываем скоро информировать о запуске новой системы и успехах наших заказчиков.

САЗС: Александр, Алексей, благодарим вас за интересное интервью! Желаем вам успешного внедрения уникальной системы, а также новых эффективных идей и решений для топливного рынка!